Краткая история селения Бейни.

Башенный комплекс Бейни расположен у подножия Маьт-лоам (Столовой горы).
Девять жилых башен с пристройками и стенами были сгруппированы фамильными кварталами.
В западной части одна над другой три башни Шовхаловых.

В нижней части комплекса на одной высоте поперек склона три башни Мурзабековых.

Над ними  башня Местоевых и в северо-восточном конце комплекса две башни Берсановых-УмаровыхКелиговых.
В верхней части комплекса расположена единственная полубоевая башня.
Сам комплекс был покинут жителями во время выселения 23 февраля 1944 года. В башне Местоевых в тот момент жил Местоев Воки, с сыновьями Магомедом и Ахмедом. Ахмед дожил до наших дней и проживает в сп. Барсуки Назрановского района Ингушетии.
Согласно преданиям, записанным Семеновым, жители Бейни переселились из близлежащего Фалхана.
Переселение и этимология селения передана в различных преданиях.

Одно из них записано в 1961 году со слов 95-летнего Мурзабекова Абдулы Бимурзиевича, в присутствии 98-летнего Мурзабекова Лабзана Хуниевича, 90-летнего Торшхоева Мурцала Тосолтовича.

Предание

» Из аула Тъярши, где проживали Торшхоевцы, в село Фалхан переселился Торшхоевец Ферхаст с тремя сыновьями: Акъом, Тъокъом и Котом. Приблизительно в это же время в с. Гойты, ныне называемом Бейни, проживало племя Фяппинцев, старостой которых был Гам (или Г1ам), поэтому их еще называли Гамовцами (Г1амнаькъан). Это племя было очень воинственным и хорошо вооруженным, их тогда в том районе боялись все, а район так и назывался — Фяппинский. Племя Фяппинцев стало пытаться вытеснить Торшхоевцев из Фалхана, всячески препятствовать им. Несмотря ни на что, переселенцы противостояли им, и когда у братьев Торшхоевцев появилось потомство, сыновья и внуки, когда они стали крепким племенем, между ними и Фяппи произошел кровопролитный конфликт, который окончился полным уничтожением Фяппинцев-гамовцев. В живых остались только те Фяппи, которые на тот момент были в отъезде. Торшхоевцам эта победа обошлась большими жертвами, но они были настроены уничтожить и тех, кто должен был вернуться из отъезда. Когда возвращались бывшие в отъезде Гамовцы, в Джейрахе их предупредили о том, что уничтожены все их братья, но Гамовцы не поверили, заявив, что Фяппи никто не посмел бы рукой тронуть, и продолжили путь. Их повторно предостерегли, что в Гойты их ждет участь их соплеменников. Гамовцы засомневались, и младший из них предложил пойти вперед отряда разведчиком и если на него нападут, то остальные отойдут назад и уцелеют. Так они и поступили. Впереди в зарослях их действительно ждала засада, разведчика схватили, стащили с коня и убили. Остальные Гамовцы, увидев это, отошли назад и навсегда оставили с. Гойты и ушли из того района через Грузию в Турцию. На завоеванной земле стали жить Торшхоевцы. Село Гойты, в силу того, что там погибло много людей, было переименовано в Бейни (бейн-гибель), а чуть ниже по склону холма были захоронены погибшие в той резне, в последствии рядом с тем кладбищем появилось село Кашети (каш-могила, кашмаж-кладбище), в котором хозяева территории Мурзабековы, Шовхаловы и Местоевы разрешили поселиться Гамботовым. От трех сыновей Ферхаста Торшхоева произошли следующие фамилии: у Акъа было 4 сына, но после резни с Фяппи остался один — Морхаж, у Морхажа было 2 сына — Тайбар и Место. От Место — Местоевы. Тайбара сын — Кортаж, Кортажа сын — Киласхан, Киласхана сыновья — Мурзабек, Эльмурза и Морхаж (мл.). От Мурзабека — Мурзабековы, жили в с. Бейни. От Эльмурзы — Бейноевы (назвали от села Бейни), жили в селе Фалхан. У Морхажа (мл.) был сын Аржебар, от него — Аржебариевы, жили в Бейни и Фалхане. У Место один из сыновей был Арциг, от него — Арциговы, жили в Бейни. У Тъокъа Ферхастовича было 6 сыновей, четверо из них погибли в войне с Фяппинцами, остались — Шовхал и Дзарах. От Шовхала — Шовхаловы, жили в Бейни, от Дзараха — Дзараховы и Сампиевы, жили в Фалхане и Мецхале. От третьего сына Ферхаста — Кота, пошли Котиевы (не путать с Китиевыми — это другой тейп), у Котиевых также есть фамилия Хакиевы, все жили в Мецхале. Келиговы произошли от Келига -осиротевшего сына сестры Киласхана, который взял племянника к себе, вырастил и воспитал, а когда Келиг возмужал, он остался жить в Бейни, где построил себе башню. До войны Торшхоевцев c Фяппинцами в Гойты (Бейни) каменных башен не было, их стали строить Тоаршхой после той резни: у Мурзабековых — 4 башни, у Шовхаловых — 3 башни, у Местоевых — 1 башня, у Келиговых — 1 башня. Описываемый горный район, ранее называвшийся Фяппинским, стали называть Мецхальским, или Мецхальским обществом (Шахьр). «

 

Добавить комментарий