Документальные источники

 

      Публикуем отрывок из дневников знаменитого путешественника Иоганна Гюльденштедта, который свидетельствует о том, что в 1771 году в районе Малого Ангушта (округ Шолхи) уже было поселение Местоево  (позже вероятно слилось с селением Шолхи) , это  свидетельствует о том, что представители тейпа Местой были среди первых ингушей возвращавшихся к жизни на плоскости, еще  до вхождения всей Ингушетии в состав Росссии.

Представителем тейпа Местой договор о вхождении в состав России был подписан в 1811 году, это сделал старшина селения Бейни Ахти(Алти) Арцыгов-Местоев в составе делегации кистинцев(см. ссылку ниже).

Округа ингушей:

Ендре и Яхсай. Здесь следующие селения: Бенедат, Белегулар, Цаунтагол, Гурдасерал, Елерира, Елмакирол, Ангетирал, Гендугирал, Дадагирал, Гинасирал, Сандокол, Елмакирал, Тиливол, Аккуарал, Билилот, Кашгелде, Курчилор, Науруссш, Алираант, Нуиве, Ойсунгур, Иссезу, которую русские называют «Горячий». Оба наименования взяты от тамошних горячих источников, которые я назвал Орловскими теплицами. Эта деревня расположена при Сунже, в 20 верстах выше теплиц Св. Петра, возле Барагуна. В ней насчитывается около 500 дворов, жители которых известны как опасные разбойники.

Другие кистинские округа: Ахкингурт, Ардахли, Ват, Ангушт, Шалха, Чечен, Атаги, Кулга, или Гданти, Галгай, Дшанти, Чабрилло, Шабет, Чишрикакер, Карабулак, Меести, Мереджи, Галашка, Дубан.

Округ Ахкингурт лежит в верховьях Сунжи и Кумбелея, впадающего в Терек.

Округ Ардахли — в верховьях Рожени, впадающей в Сунжу.

Округа Вапи, Осет и Макарл лежат на ручье Терек, впадающем близ осетинской деревни Чима в Терек, между Тереком и Кумбелеем.

Округ Ангушт находится в широкой долине в верховьях Кумбелея.

Округ Шалка, называемый русскими Малый Ангушт — по причине связи его с предыдущим округом, лежит у основания горного хребта. К этим обоим округам относятся следующие деревни: Галга, Тирол, Ака, Беци, Бушу, Кирхеретсели, Голай, Ялггор, Цорай, Ной, Гой, Кахкой, Местой, Нашах, Цулай, Мелер, Корби, Махши, Ахсай, Шадгия, Асдар, Хейзехи, Цисди, Паланг. Последние три предпочли российское покровительство заступничеству кабардинских князей, присягнули на верность Российскому престолу и дали аманатов.

Источник: Иоганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг. —
СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — 512 с. — Тираж 1000


Ссылка.

1811 год. Присяга 13-ти деревень кистинцев

Имею честь почтеннейше донести вашему сиятельству, что Кистинского ущелья 13 деревень почетные старшины, через посредство и старания подполк. Казбека, 8-го числа сего января, прибыв во Владикавказ, объявили тамошнему коменданту ген.-м. Дельпоцо желание своё быть верноподанными всемилостивейшему государю императору. Вследствии сего он, ген.-м. Дельпоцо, привел их на верность подданства под знаменами к присяге и в залог оной взял от них аманатов для содержания их во Владикавказе. О названии же деревень, поступивших в подданство России, числе в них дворов и имена старшин, учинивших за всех присягу, при сем честь имею представить ведомость.

Ведомость

Старшины Касай Енднов, Итар Енднов, дер. Арзи, 50 дворов; Кази Гандаков, дер. Тарш, 29 дворов;
Битог Лачиев, дер. Большой Улай, 29 двор.; Бертихо Илухов, дер. Малый Улай, 20 двор.; Науруз Батирев, дер. Хори, 18 двор.;
Исакай Касаев, дер. Нашкус, 15 двор.; Зузо Жожев, дер. Мороши, 10 двор.; Дацай Батохов, дер. Горокай, 28 двор.; Султан Татаров, дер. Мерцхлеми, 10 двор.; Пачи Магоматов, дер. Фитхаль, 30 двор.; Ахтий Арцегов, дер. Бани, 20 двор.; Тамасха Хутиев, дер. Лазукин, 30 двор.; Найсик Коциев, дер.Аратай, 10 двор.

( В январе 1811 года от генерала Тормасова к генералу Румянцеву. Акты К.А.К., т.4, стр. 904 )


Публикуем отрывок из монографии Б.К. Далгат  РОДОВОЙ БЫТ И ОБЫЧНОЕ ПРАВО  И ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ (Исследование и материалы 1892-1894 гг.)

В Мецхельском Обществе, где, как я говорил выше, живут во всех почти 24-х аулах родственники, многие аулы населяют по одному вяру. Так селение Койрах состоит из одного вяра Эсмурзиевых в числе 9 дворов (более 50 душ); в сел. Мору 6 дворов одних Ярыжевых; в сел.Хамышк — 10 дворов Патиевых и т. д. На плоскости прежде нередко один вяр населял целый аул; так в сел Барсуковском жило нераздельно 40 человек Местоевых, составлявших один вяр (отец Муса с пятью сыновьями и внуками).

В данном отрывке речь идет о Мусе (правильное имя Мус), сыне Тамасса, у которого было 5 сыновей: Чадха, Хасбот, Басхаджи, Алти, Исх. Сведения, изложенные в данном отрывке свидетельствуют, что первыми поселенцами на территории нынешнего селения Барсуки были Местоевы, выходцы из села Местоево округа Малый Ангушт. По преданиям, которые сохранились в тейпе Местой, Тамасс, отец Муса, был среди товарищей Карцхала Орцхоевича, которые первыми возвращались на плоскостные земли ингушей.

(Стр. 111, указ. монографии)


Паспорт башни Местой.

Бейни паспорт 1башня местоевых паспорт 7

бейни паспорт 3

бейни паспорт 2

бейни учетная карточка

бейни фото башни 2

 


Бейни(Бейни)-руины давно заброшенного аула на с-з Харапие рядом Кашет1а.Бейни-так называли ингуши мохевцев,но народная этимология объясняет это название иначе:»Погибшие(воины)».На ю-в окраине Чечни локализуется этническое общество Беной..

МИКРОТОПОНИМИЯ:
Местой некъена г1ала(Местой некена гала) «Местоя потомков башня»-в черте развалин. Шовхал некъена г1ала(Шовхала некена гала) «Шовхала потомков башня»-в черте развалин. К1ейвер некъена г1ала(Кейвер некена гала) «Кейвера потомков башня»-в черте развалин.Келига некъена г1ала(Келига некена гала) «Келига потомков башня»-в черте развалин. Бейнахой хьаст(Бейнахой хаст) «Бейнахойцев источник»-в черте развалин. Жажайн хьаст(Жажайн хаст) «Жажая источник»-в черте развалин.Выходит прямо из цельного камня. Маьт-лоамт1ара Ц1аьлг(Мят-лоамтара Цялг) «Мят горы святилище»-имеется в виду храм на вершине горы Мят-лоам(Столовая гора),посвященный древнеязыческому божеству огня Цу.Сохранились развалины.Северная окраина Бейни. Жажай хьаст к1алхара к1оаг(Жажай хаст калхара коаг) «Жажая источником(что под) яма»-северная окраина. Ц1е топпар боах к1оаг(Це топпар боах коаг) «Красную глину добывают(где) яма»-на западной окраине. Шина хьун юккъие(Шин хун юккие) «Двух рощ середина-на восточной окраине. Местой некъена хьех(Местой некена хех) «Местоя потомков пещера»-на южном склоне Мят-лоам,на севере Бейни. Шовхал некъена хьех(Шовхал некена хех) «Шовхала потомков пещера»-на южном склоне Мят-лоам на северной окраине. К1ейвер некъена хьех(Кейвер некена хех) «Кейвера потомков пещера»-на южном склоне Мят-лоам на северной окраине. Келига некъена хьех(Келига некена хех) «Келига потомков пещера»-на южном склоне Мят-лоам,на северной окраине. Лиервоккха молха(Лиервоккха молха)-целебный источник.Лиервоккха молха сложилось на основе следующих компонентов:лиер-умирающий,воаккха-спасающий(исцеляющий умирающего).Источник превратился в болото,зарос осокой,тропинок к нему нет.На севере Бейние. Ткъаршие(Тхаршие)-целебный источник недалеко от Бейние.Название могло быть дано по имени верховного древнеязыческого божества Ткъа,который по представлению верующих,ведал небом,громом,молнией,всеми небесными явлениями,но и т1арш-щит,в данном случае могло быть укрепление.В настоящее время место,где находился некогда этот источник удивительных свойств,затянуто болотами,заросло осокой,камышом. Цеп цонашка(Цеп цонашка)-урочище,пологий склон на восточной окраине. Утум-г1ала(Утум-гала) «Утум(?) башня»-на восточной окраине развалин. Берз к1оаг(Берз коаг) «Волчье логово»-на восточно окраине развалин. Ви-хьаст(Ви-хьаст) «Убивающий(?) источник»-на востоке Бейни.Сенокос,лес.. К1иргаг1ача(Киргагача)-урочище на севере Бейни.Этимология не ясна. Бейни ара(Бейни ара) «Бейни поляна»-на западе Бейни.Стадион для военно-спортивных игр.
(Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии.Грозный.1978г.Ч.2.Стр.7-17)